Наиболее типичным и характерным для южноиндийских храмов является скульптура в храме Кайласа в Канчи на мифологические сюжеты из жизни Шивы (в Южной Индии преобладают храмы, посвященные богу Шиве).
Здесь можно видеть откристаллизовавшиеся образы и скульптурные композиции установившегося на многие столетия канонического характера. В одних и тех же положениях зафиксированы позы человеческих фигур, богов и существ, в них строго соблюдены одни и те же пропорции. Эти образы, сцены и сюжеты с очень небольшими вариациями встречаются в скульптуре, украшающей средневековые храмы, расположенные в различных частях страны и относящиеся к разным периодам от VIII до XIII вв. в южной Индии и позднее. Наиболее распространены семь канонических сцен из жизни бога Шивы, которые изображались на стенах храмов, посвященных ему.
Пластическое убранство ранних средневековых храмов несложно и архитектонично: в него входят пилястры, карниз, украшенный мотивом «куду», фриз, изображающий процессию священных гусей. Панели с сюжетной скульптурой слегка утоплены в стену и не имеют обрамлений. По обеим сторонам входного проема нередко встречаются фигуры дварапалов — стражников. А над входом иногда — декоративная арка — торана с изображением чудовища с хвостом.
Храмы Канчи VIII в. отличаются от более ранних сооружений Мамаллапурама перегруженностью декором, введением новых и более сложных мотивов. В ограниченную пилястрами плоскость стены вписана не одна цельная ниша, а три панели, помещенные друг над другом, заполненные сложными многофигурными композициями. Причем единый масштаб для всех фигур не соблюден: в средней панели фигуры обычно более крупные, чем в нижней и верхней.
Пилястры, ранее остававшиеся гладкими, с этих пор стали покрываться геометрическим или растительным орнаментом.
Замечается отступление от реалистически выполненных жизненных мотивов в сторону изображения фантастических и устрашающих образов. Среди многочисленных изображений богов и богинь, исполненных обаяния, силы, мужества и благородства, в скульптуре VIII в. встречаются уродливые чудовища, изможденные аскеты и рядом с ними сплетенные в страстном объятии пары. Один из самых страшных образов представляет богиня Кали, обвешанная ожерельем из человеческих черепов.
Реалистические головки, высовывающиеся из миниатюрных арочных проемов-куду, заменили маски сверхъестественных чудовищ — кирттимукха. В рельефах все чаще стали попадаться изображения фантастических существ, в которых совмещались отдельные части фигур различных животных. Так, например, тело тигра соединяется с головой рогатого дракона или к телу льва приставляется птичья голова с острым клювом.
Потеря чувства реального мира и увлечение миром фантастических и чудовищных форм с этих пор все больше проникают в средневековое индийское декоративное искусство.
====
Мой друг, человек азартный и интересный, часто играет в различные игры. Ему очень нравится
карточная игра сека, суть которой я так и не понял с его объяснений. А недавно я сам зашел на проект gamesberg.com. Все сразу стало на свои места, все понятно. Оказывается, прямо на проекте проводятся турниры по игре! Я немножко еще подучусь и попробую обязательно сыграть.