Большая Тёрка / Мысли / Личная лента katehon /
А потому, что она отказалась платить «долги» спекулянтам из Евросоюза
Вы в последнее время хоть что-нибудь читали в СМИ об Исландии? Вряд ли. И тому есть, оказывается, «объективные» причины. Отчасти их проясняет публикация «Информационной службы Южноафриканского гражданского общества» (The South African Civil Society Information Service - SACSIS), озаглавленная: «Почему Исландия должна быть в новостях, а ее нет» (перевод любезно осуществил для mixednews.ru блогер molten).
В 2008 году в начале финансового кризиса Исландия в буквальном смысле обанкротилась. О причинах было сказано лишь вскользь, однако с тех пор малоизвестный член Европейского союза «исчез с радаров».
Причины понятны. Число европейских стран, находящихся под угрозой банкротства, заметно выросло. Последствия кризиса евро в разной степени скажутся на всех государствах, и для власть имущих совсем не выгодно освещать события в Исландии, дабы последняя вдруг не стала примером для всех остальных.
Пять лет чистого неолиберального режима сделали Исландию (население 320 тысяч, без армии) одной из самых богатых стран в мире. В 2003 году все банки страны были приватизированы, и в целях увеличения капиталов иностранным инвесторам был предложен онлайн-банкинг. Так, минимальные затраты позволили предложить относительно высокие показатели доходности. Счета, названные IceSave, привлекли множество мелких британских и голландских инвесторов. Но по мере роста инвестиций, рос и внешний долг банков. Так что в 2003 году долг Исландии стал равен 200 процентам ее ВНП, а в 2007 году достиг 900 процентов. Мировой финансовый кризис 2008 года стал для страны последним ударом. Три главных исландских банка – Landbanki, Kapthing и Glitnir - были национализированы, крона (местная валюта) потеряла 85 процентов своей стоимости по отношению к евро. В результате, в конце года Исландия объявила о своем банкротстве.
Что, казалось, должны были делать граждане страны? Судя по опыту многих (прибалтийских «тигров» типа Латвии, например) – смириться. Однако вопреки таким ожиданиям, кризис привел граждан Исландии к идее о восстановлении суверенных прав, которая разрешилась новой Конституцией.
Гейр Хорде, премьер-министр социал-демократического коалиционного правительства, начал переговоры по предоставлению 2,1 миллиарда долларов кредита, к которому северные страны, в свою очередь, добавили еще 2,5 миллиарда. Под давлением международного финансового сообщества Исландия была вынуждена принимать радикальные меры. В то же время МВФ и Евросоюз согласились взять на себя весь государственный долг, подчеркивая, что для Исландии это единственный путь расплатиться с Британией и Голландией (чьи вкладчики в основном и скупили в докризисные времена бумаги обанкротившихся исландских банков).
Однако начавшиеся в стране протесты и беспорядки в конце концов вынудили правительство уйти в отставку. По окончанию выборов, передвинутых на апрель 2009 года, к власти пришла осудившая неолиберальную экономическую систему левая коалиция. Тем не менее, и новое правительство сразу же сдалось перед требованием погасить долг в общей сложности три с половиной миллиарда евро - для чего каждый житель Исландии ежемесячно обязывался выплачивать 100 евро в течение пятнадцати лет.
Так народная чаша переполнилась и дальше началось невероятное. Осознание того, что граждане должны платить за ошибки финансовой монополии, а целая страна будет обложена данью, чтобы погасить частные долги, изменило взаимоотношения между гражданами и их политическими институтами - лидеры Исландии заняли сторону своих избирателей. Глава государства Олафур Рагнар Гримссон отказался ратифицировать закон, согласно которому граждане Исландии должны были нести ответственность за долги исландских банкиров, и заявил о проведении референдума.
В то же время международное сообщество только усилило свое давление на Исландию. Британия и Голландия, гарантируя стране изоляцию, пугали суровыми репрессиями. МВФ угрожал лишить страну любой своей помощи, а британское правительство обещало заморозить сбережения и текущие счета исландцев.
В мартовском референдуме 2010 года 93 (!) процента граждан проголосовали против выплаты долгов. МВФ немедленно заморозил кредитование. Но революцию, о которой в СМИ практически не сообщалось, было уже не остановить. При поддержке разгневанных граждан правительство инициировало гражданские и уголовные расследования в отношении лиц, ответственных за финансовый кризис. Интерпол выдал международный ордер на арест бывшего президента банка Kaupthing Сигурдура Эйнарссона, другие также причастные к краху банкиры из страны бежали.
Но исландцы этим не удовлетворились и решили принять новую Конституцию, которая освобождала бы страну от власти международных финансов и виртуальных денег. Для создания новой Конституции в Исландии были избраны 25 граждан из числа 522 взрослых, не принадлежащих ни к какой политической партии, и за каждого из которых «ручалось» как минимум 30 граждан. Документ составлялся в Интернете, а учредительные заседания проводились в онлайн-режиме. Граждане могли писать свои комментарии и вносить предложения, наблюдая «вживую» за тем, как их Конституция постепенно обретает форму. Окончательно проект Основного закона будет представлен в парламент на утверждение после следующих выборов.
Сегодня подобного рода решения являются прекрасной альтернативой и для других стран Европы. Народу Греции говорят, что приватизация их государственного сектора является единственным решением. То же самое угрожает итальянцам, испанцам и португальцам.
Пожалуй, отмечает SACSIS, стоит обратить свои взоры на Исландию, осмелившуюся так громогласно заявить, что ее народ является суверенным.
Вот почему Исландии нет в новостях.
источник - http://www.km.ru/v-mire/2011/11/13/dolgovoi-krizis-v-evrope/islandiya-dolzhna-byt-v-novostyakh-ee-net-pochemu