Дебор писал когда‑то вслед за Шекспиром, что мир — это театр, и пришло время общества спектакля. Что все, что происходит вокруг — это действие, которое только подражает некоей реальности, но на самом деле является довольно бессмысленной пьесой, в которой общество состоит одновременно из зрителей и актеров одновременно.
Однако, мне кажется, что общество уже давно перешло эту фазу. Современное состояние его — это музей. Все вокруг — это уже давным давно экспонаты, просто некоторые из них очень несвежие и покрытые плесенью, а некоторые — лишь слегка затуманились. Люди находятся в состоянии вечных экскурсантов, где‑то глубоко внутри понимания, что в этом месте, в здесь‑бытии ничего нового нет в принципе. И то, что им показывают — это не новое, а всего лишь то, чего они просто еще не видели. А экскурсант, который водит по жизни, и которого они очень хотят увидеть, понять, кто это, настоящий он, или это всего лишь голос из динамика. Живая ли это сущность, меняющаяся и поддающаяся убеждению, или просто записанная на пленку речь, которая каждому зашедшему в очередной зал скажет то же самое.
Причем, если внимательно посмотреть на экспонаты, то становится ясно, что многие из них — всего лишь копии других, из предыдущих залов, причем некоторые — даже значительно ухудшившиеся. А некоторые, и это видно, если продраться сквозь пыль и паутину — прямо очевидно одно и тоже. Просто сквозь пыль и паутину продраться нельзя. Ведь в музее трогать руками запрещено. И тут как‑то надо определиться с отношением к происходящему. Можно, раскрыв рот, следовать за голосом экскурсовода, который говорит: «А сейчас пройдемте в зал эпохи позднего Ренессанса». Можно тайком сбежать в соседнюю залу и стырить у рыцаря проржавелый меч, бегая по коридорам с ним наперевес и радостно крича боевые кличи. А можно просто встать в одну из экспозиций и самому стать экспонатом.