. Теперь, если безлимитчик на мегабите скачал больше 80 гигабайт, ему режут скорость до 128 кбит.
В прошлом году Сибирьтелеком показал рост доходов от Интернета на 45%, а рост абонентской базы по доступу в Интернет, кажется, раза в три. И хотя расходы на магистраль выросли незначительно, видимо, нашим друзьям показалось мало.
Читать далееВсе знают, что есть 10-20% "качков" в абонентской базе любого провайдера, дающего "безлимит". Они утилизируют свой канал "по полной программе" - день и ночь, на полную мощность и 80 гигов для них - это не предел.
При этом, все мы понимаем, что для провайдера 1 мегабит стоит далеко не 500 рублей. Возможность продавать Интернет с такой ценой появляется лишь, когда появляется большое количество абонентов, увеличивается полоса закупок у магистральщика, и появляется нормальный коэффициент мультиплексирования. Если не вдаваться в подробности, то это значение говорит нам о том, сколько раз провайдер может продать 1 мбит, купленный у магистральщика. Сибирьтелеком закупает полосы в несколько гигабит и коэффициент у него должен быть вполне приличный (он растет почти линейно с увеличением полосы)
Это работает, если 80% абонентов по-прежнему покупают свой мегабит и используют его для аськи, серфа и почты. Ну вот, например, у меня есть 4 мегабита днем, 8 ночью и я их использую на 0,01%, наверное. Такие абоненты провайдеру удобны, они позволяют ему содержать 20% гиков, которые день и ночь качают порнушку.
В какой момент начинается задница? Когда качков становится слишком много, а пассивные абоненты становятся менее пассивными. Рост трафика после включения анлима - стремительный, люди начинают смотреть youtube, потом youtube в HD-качестве, потом слушать радио и смотреть телевизор онлайн. Если онлайн-играми пользуется минимум людей, то онлайн-видео и аудио смотрит и слушает все больше.
Получается, что и пассивный абонент пользуется сервисами, требовательными к скорости. А значит, над провайдером начинают сгущаться тучки - абоненты орут в форумах, ругают ругательствами, и так далее. Получается, что закрывать глаза на качков уже нельзя - они тормозят работу онлайн-сервисов. И у провайдера есть только два варианта - либо увеличивать закупку внешних каналов (что делать можно до плюс бесконечности), либо снижать трафик.
И тут начинается самое интересное
Провайдеры делятся на умных, и не слишком умных. Как люди, примерно. Так повелось, что провайдер умный делает для снижения трафика примерно следующее:
1. Разрабатывает удобные локальные сервисы
2. Поднимает удобные медиакаталоги, делает возможным обмен тяжелым контентом p2p
3. Стимулирует пользователей к использованию внутренних сервисов
4. Оптимизирует собственную сеть
5. Увеличивает ночную нагрузку на канал, когда корпоративы спят и не грузят магистраль
6. Трахаются с кэшированием (но это очень дорого и технологически сложно).
Что делают неумные провайдеры?
1. Шейпят каналы
2. Бессмысленные сервисы за сто миллионов
3. Надувают щеки
4. Проводят круглые столы на Сибирской ярмарке
Говорить о том, что у Сибирьтелекома нет возможностей для оптимизации трафика - просто глупо. Это крупнейший оператор с огромной абонентской базой, закупает полосу огромной ширины. У него по умолчанию есть возможности, и возможностей этих больше, чем у Новотелекома, Сибсетей и других "младших коллег". Единственное чего у них нет - желания решить проблему, а не просто дернуть рубильник.
Ну а пока пользуемся умными провайдерами: Новотелеком, Сибирские сети, ТТК, Морг, Хоумнет, РРР-Телеком и другими.