Впервые о фильме Рональда Эммериха «2012» заговорили ещё в 2008 году, и неудивительно. Дата 2012 года имеет весьма важное для всего человечества сакральное значение, весьма однозначно говоря о значительных переменах и важном поворотном моменте в нашей истории. И самое главное, что мы мы застанем его в нашей жизни. О событии этом говорят самые различные источники, изначально начиная с индейцев майя, по календарю которых 21 (23) декабря 2012 года является днём окончания Эры Пятого Солнца и началом новой эпохи. В последние годы появляется всё больше свидетельств того, что изменения, происходящие с планетой, не случайны, а имеют значительное количество закономерностей и достаточно чёткий конечный итог. И конечно же на этом интересе значительного количества населения нельзя было не сыграть. В последние годы вышло огромное количество литературы, посвященной именно этой тематике. Теперь же дошла очередь и до большого кино. В литературе существует понятие «нулевого читателя„. Это такой гипотетический человек, на которого равняются в том плане, что если будет понятно ему, то будет понятно и всем остальным. В кинематографе в последние годы этот принцип использовался более, чем часто, но никогда он ещё не был таким, как в фильме «2012“». Ибо после просмотра фильма создается ощущение, что зрителей этого, с позволения сказать, фильма, считают если уж не последними кретинами, то идиотами с зарождающимся кретинизмом — абсолютно точно. Потому что в этом визуальном аттракционе плохо всё. Итак, по пунктам. 1. Количество шаблонов в фильме, борзо перешагивающих все доступные рамки. Здесь мы увидим всё то, что уже было видено в ранее созданных многобюджетных пирожках видеокулинара Эммериха. А также заимствования из всевозможных фильмов подобной тематики, начиная от «Столкновения с бездной» и заканчивая «Посейдоном». - семейная драма — семья, которая должна воссоединиться, но до этого потерпеть и пострадать. - некрасивый, богатый, плохой русский. В этот раз — выражающий весь свой смысл фразой «Он же русский, хэ». - русский, который спасает ситуацию. На этот раз — пилот самолета со слоганом «не ссы, прорвемся». - блондинка, она же дурочка с переулочка. На этот раз — аналог Пэрис Хилтон с собачкой. - ребенок, который должен сидеть и помалкивать, но лезет помогать. В этот раз — мальчик. - спасение в самый последний момент. В этом фильме — неоднократные взлеты самолета. - вопиющая поликорректность: обязательные афроамриканец, китаец, японец и европеоид. - честные глаза невероятного участливого и честного же американского Президента - непонятный президент России. С глупыми глазами и такой же фамилией. На этот раз — Макаренко. - плохой коп и хороший коп. На этот раз — плохой ученый и хороший ученый. - человек, который обо всем знает, но ничего не может поделать. Ведь все вокруг такие плохие. - патриотичная возвышенная музыка. - гик, который присутствует рядом и скрашивает действительность. На этот раз — совсем похожий на бородатого Вуди Харрельсона. - гэги. На этот раз — опять смешные, но совершенно неуместные применительно к теме фильма. - человек, победивший обстоятельства (на этот раз — всплывающий из под воды отец) и весь корабль, хлопающий в ладоши и радующийся. 2. Сценарий. Сценарий написан по большей части самим Рональдом Эммерихом. Сценарий настолько плох, насколько это возможно для фильма такого уровня. Повторы сюжета, предсказуемость, спасения в последний момент, разрушенный город с заботливо оставленной взлетной полосой, самолет, невредимый при любых катаклизмах, «вырезание» по ходу действия фильма всех ненужных персонажей, обязательный хэппиэнд и такие же обязательные шутки с практически появляющейся в правом нижнем углу экрана надписи «сейчас надо смеяться!». 3. Персонажи. Они отвратительны в своей костности. Вот просто плохие, несмотря на то, что играют их всегда хороший и интересный Джон Кьюсак, качественный Чиветел Оджиофор и чудесная Тенди Ньютон. Даже им не сопереживаешь. Совершенно непонятно, почему именно таких персонажей выбрали главными героями фильма. Они, в отличие от актеров, никудышни, нелепы и неинтересны. В них не видишь ни лицо человечества настоящего, ни новое лицо. Ничем не обосновано их дальнейшее существование после катастрофы. 4. Что важно в фильме-катастрофе? Сила трагедии, мораль, а также страх перед будущим, которое настанет при таких глобальных изменениях. Лучший пример морального фильма-катастрофы — «Столкновение с бездной». Реальные истории живых людей, попавших в страшное время и с честью его переживших. Или не переживших, но тоже с честью. Отдельно — замечательный Морган Фримен в роли Президента США, которому веришь, что всё будет хорошо. А пример фильма, когда возникает страх перед будущим — например, классические уже «Лангольеры» Стивена Кинга. Тот же антураж — летящий навстречу неизвестности самолет, пассажиры которого не знают, что их ожидает впереди. Пассажиры, которых чувствуешь, за которых боишься, которым сопереживаешь. Что же вы видим в «2012»? Людей, стремящихся зачем-то выжить. Эти людям нечего дать новому человечеству. Ну и главное — чувство трагедии и сопричастности трагедии… а что же мы видим в «2012»? Ведь умерло 6 миллиардов человек. Кто-то переживает? Люди умирают миллионами. Сотнями миллионов. Нет. Никто не переживает. На лицах актеров не написана трагедия, и слезы не прочертили их лицо. Счастливая девочка смотрит в новый рассвет и сообщает папе, что ей больше не нужны «специальные трусики». Как итог, фильм после себя оставляет пустое ощущение. Он не дает ничего. Самое печальное — то, что сняв картину по животрепещущей тематике, автор рискует тем, что все другие фильмы будут сравниваться с ранее вышедшей картиной. И этим «2012» служит очень плохую службу. Ведь в наше время, когда людей стало очень много, они практически разучились друг другу сопереживать. И если уже картина гибели почти всего населения планеты дает возможность в очередной раз просто пойти и пожевать в кино попкорн… вот здесь и кроется трагедия. Вывод: фильм — это пособие стоимостью 260 миллионов долларов о том, как ребёнку победить энурез. А также, обойдя «Трансформеры: Месть Падшего» и «Бросок Кобры», победитель в категории «Самый тупой зрелищный фильм года». Ах… а как всё интересно начиналось. И да, безусловно, Роннальд Эммерих лично в моих глазах забил последний гвоздь в гроб интереса к его проектам. Спецэффекты, вы говорите? А что, что спецэффекты в наше время? Правильно. Ничего. Ну и, конечно, очередное подтверждение, что нельзя американцам давать спасать человечество. Лучше уж отсутствие хэппиенда и смерть всей планеты со всеми нами, её перенаселенцами, чем ТАКОЕ будущее от людей, которые регулярно создают проблемы настоящего времени.
DJwade, невероятно точно, правдиво. Полностью и абсолютно солидарна, даже и добавить нечего кроме того, что после полутора часов просмотра жутко захотелось покидаться поп‑корном в экран.