Закинули нас, солдатиков-стройбатиков, однажды в грузовик, и повезли на какой-то арбайтен. На месте выяснилось, что предстоит разбор бомбоубежища. Над землей возвышается "шапка" строения, а все остальное, понятное дело, под землей. Темно, сыро, залито водой. В комнатах - металлические стелажи, заваленные жестяными коробками с кинопленкой. Кинопленка под ногами. Кинопленка на лестницах. Возможно, все это свезли во время войны, а потом бросили. Десятки тысяч метров никому не нужной кинопленки плавали в лужах и кисли на стеллажах.
Разбор - это красиво сказано. А на деле - подогнали ковшовый экскаватор, и он быстро и элегантно разворотил "шапку" до основания. А в основании оказались
рельсы. Каркас цельных из рельсов, которые наскоро обложили кирпичом. Ну, а наша задача - сравнять эту "шапку" с землей. Все, что глубже, вероятно, тоже предполагалось сравнять, но это уже не наша проблема. Нам поручено разрушить только "надземную" часть строения.
Читать далееВидели когда-нибудь рельс, провалявшийся безхозно пару лет? Он не такой блестящий, как те, по которым вагоны катаются, а сплошь черный и покрытый ржавчиной. Вот из таких рельсов преимущественно каркас и состоял. Вася на тракторе подцепил рельс, трактор рыкнул, и кусок отломившегося рельса полетел в сторону. Трактор, конечно, сила, но я не думал, что рельс может переломиться вот так запросто.
Куски лопались один за одним, и отлетали в сторону. Мы решили, что работа закончилось, как вдруг все встало колом. Очередной рельс ни в какую не хотел ломаться. Приложенные трактором усилия заставили его согнуться, но ломаться он отказался наотрез. И он сильно отличался от остальных, этот рельс. Те, которые ломались, были черные и ржавые, а этот был... цвета кофе с молоком, обильно покрытый плесенью. Ковш гнул его туда-сюда, но все беспролезно. Подцепил второй такой же, результат тот же самый. Пришлось вызывать сварщиков, которые резали эти кофейные рельсы по кусками. Ну, а черные трактор доломал своим ковшом с той же легкостью, что и раньше.
Я осмотрел этот рельс цвета кофе с молоком. Он был датирован то ли 1903, то ли 1897 годом (не помню точно). Ни следа ржавчины. Только болотистый налет сырости.
Какие рельсы делают сейчас в стране победившей демократии, я не знаю. Но я совершенно уверен, что если бы мы тогда заложили в "шапку" семь килограммов тротила, то от рельсов, которые делали в стране победившего социализма, остались бы только воспоминания.
А вот эти, которые царские, цвета кофе с молоком, наверное бы уцелели. Только бы погнулись от взрыва.