Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Babylon /
Ходил в 3D и пойду еще много раз. Сложно передавать свои ощущения, что‑то анализировать, раскладывать по полочкам что удалось, что понравилось — да и абсолютно незачем! Это настолько яркое, чистое, сильное переживание, настолько сильное погружение в иную реальность — сильнее книг, игр, обычных фильмов, чистая незамутненная сила воображения — что несколько раз во время просмотра становилось даже страшно. Казалось, что вот еще немного, стоит разве что почувствовать прикосновение ветра к лицу, сырость джунглей — еще лишь чуть‑чуть сильнее нахлынет та, другая реальность, и ты окончательно останешься там, а здесь умрешь, перестанешь существовать. Проплакал полсеанса — от потрясающей красоты, от прекрасной истории, и вообще от неожиданности увиденного, к чему ни один трейлер и ни одна рекламная кампания не в силах подготовить. Кэмерон заново открывает кинематограф. Фильм‑чудо, фильм‑шедевр. Мир, в который хочется возвращаться снова и снова. Кто еще вдруг по каким‑то причинам не ходил, а может вообще собирается чего‑то там потом скачать и глянуть дома — пожалуйста, поверьте — сходите в кинотеатр, такой шанс выпадает один раз в жизни. Это нечто потрясающее. Когда я выходил из зала, хотелось просто скулить от восторга.
Я тоже ревела... после сеанса не хотелось ни говорить, ни идти куда‑то... было непонятно, где ты и кто ты. Хотелось тут же купить билет и остаться на следующий сеанс. А еще очень хотелось поклониться Кэмерону или поцеловать его руки за то, что он сделал для всех нас... будь он рядом, я бы так и сделала. Для меня «Аватар» в определенном смысле — совершенный фильм; может быть, лучший фильм всех времен и народов. Сейчас я попробую объяснить, почему.
Сколько говорилось разными идиотами про якобы примитивный сюжет, про то, что «ничего нет, кроме спецэффектов»... Какая невероятная глупость! То, что существуют какие‑то вариации этого сюжета, лишь свидетельствует о его «вневременности», и о том, что, увы, человеческая природа со временем не меняется к лучшему.
«Аватар» для меня — прежде всего, фильм о том, кто мы такие на планете Земля и куда мы все идем. И неважно, что речь идет о Пандоре, очевидно ведь, что это метафора. Но самая величайшая метафора — это само тело Аватара; метафора о ВЕЛИЧИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА (недаром и синий цвет — отсылка на индийское божество, и сам термин «аватар»!).
О, «Аватар» глубоко символичен от начала и до конца! Это фильм‑притча, фильм о ВЫБОРЕ, который делает Джейк Салли, выборе между военными и нави, и который, рано или поздно, должен сделать каждый из нас: выбор между агрессивным захватом и любовью, между узкими, эгоистичными интересами и единением с другими людьми и со всем Сущим!
Основной конфликт «Аватара» как бы очевиден — это конфликт между хищнической, механистичной цивилизацией и нежным, бесконечно прекрасным миром Пандоры, где люди и планета — одно целое.
Но на самом деле, все глубже. Главный смысл фильма — это противопоставление маленького, искалеченного, обусловленного «я» человека (Джейк‑морпех) и его огромного, прекрасного, всеобъемлющего духа (Джейк‑аватар). Этот фильм бросает нам вызов, призывает нас к эволюции самих себя, к изменению нашей коллективной реальности. Это фильм‑веха, фильм‑эпоха, где великий Кэмерон сказал всё, что должен был. И сказал так ошеломляюще прекрасно! Теперь он, что называется, может умирать спокойно: свою миссию на Земле он выполнил.