Долгая творческая пауза, похоже, превратила Камерона из технократа, любовно демонстрирующего каждую железяку, в поборника fantasy в стиле Спилберга и Лукаса. Получилась замечательная сказка — чего там, настоящая кинолегенда! — а к легенде нельзя подходить с обычными мерками, мол, сюжет не нов и т.д. Легенда — искусство высокое, вне критики. Зрелище такое, что проймет любого скептика! Было даже сомнение — да Камерон ли снял этот фильм?! Может, это продолжение «Звездных войн»? Потом, когда появилась Сигурни Уивер в роли универсального учёного легендарного масштаба (создатель аватаров+(ксено)антрополог+врач+филолог+философ, и всё это в тропических джунглях. Впрочем, для технократов эти гуманитарные профессии все на одно лицо), а также автопогрузчики из «Чужих», которые превратились здесь в боевых роботов (раньше такие устройства именовали "экзоскелетами") — стало ясно — это Камерон. Персонажи (с "человеческой стороны") — тоже вполне камероновские: циничные «фирмачи», готовые мир угробить ради прибыли; агрессивно‑туповатый спецназ и, конечно же, Честный Солдат, которого играет Уортингтон (а в «Чужих» играл Бин), который нюхом чувствует правду. Впрочем, можно назвать это не повторением, а неповторимым камероновским стилем. Странная вещь, однако... Каждый удачный голливудский фильм последних 10–15 лет (и тьма неудачных, разумеется) предлагает бегство из реальности: «Матрица» (наш реальный мир- просто компьютерная игра); «Терминатор» и разные фильмы катастроф (наш реальный мир доживает последние дни, потому ничего и не стоит). Теперь вот ещё один способ бегства — нужно использовать аватар (или дешевый аналог аватара — «суррогат» с Брюсом Уиллисом) где‑нибудь на Пандоре. Да, друзья мои, нелегко жить на этом свете! Кстати, у Стругацких была такая планета, Пандора, тоже с дикими джунглями, кишащая удивительными и смертоносными животными. Совпадение? Как бы там ни было, рассудок говорит одно, а глазам представляется полотно такой невероятной красоты и достоверности, что, вопреки рассудку, чувствуешь — это просто здорово!