Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Souchesagee /
Кто там говорит про историю?!
На таком фоне "Иван Васильевич" Гайдая кажется самым достоверным и объективным историческим фильмом.
Коль скоро мы мним себя европейцами, может быть, стоит поучиться у европейцев аккуратному обращению с родной историей?
Лунгин взял хрестоматийного злодея отечественной истории (образ которого был создан поляками и династией Романовых) и противопоставил его одному из православных иерархов. Сюжетная линия - почти голливудская, т.е., маньяк совершает злодейства ради злодейства. Без мотивации. Без смысла. Видимо, он так и родился, опасный безумец, с окровавленным топором и кровожадным блеском в глазах.
Излишне говорить, что 16й век... он... того, был достаточно суровым. Борьба за централизованное государство везде была жестокой, без поддавков. Взять хотя бы современную событиям Варфоломеевскую ночь, в которой погибло людей больше, чем за всю опричнину. Не призываю делать из художественного фильма документальное исследование, однако глумится над историей тоже негоже... Беда Ивана 4-го только в том, что у него не осталось наследников, и династия прервалась. А непрерывные войны 16-17 века между католиками и протестантами, в которую оказалась вовлечена Русь, тяжким бременем легли на все народы Европы. Голод, холод, мор, болезни, казни, инквизиция и проч.
Результаты истребительной деятельности испанской инквизиции при Торквемаде, в период от 1491 до 1498 года, выражаются следующими цифрами: около 8 800 человек было сожжено на костре; 90 000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того были сожжены изображения, в виде чучел или портретов 6 500 человек, спасшихся от казни посредством бегства или смерти. Это только за 7 лет!
Семьи осужденных подвергались полному разорению. Ллоренте, историк Инквизиции, подсчитал, что Торквемада и его приспешники в течение восемнадцати лет сожгли на костре 10220 человек; изображений человеческих сожжено 6819; наказано иными способами 97321 человек! Папское правительство получило большие суммы денег путем продажи богатым людям разрешений, освобождающих их от посягательств Инквизиции.
За 12 лет до Лунгина, протестанты (тоже, естественно, аскеты в черных одеждах, борцы за чистоту идеи) в просвещенной Швейцарии, уже сожгли на костре Мигеля Сервета, первооткрывателя малого круга кровообращения. Через 35 лет - сожгут на пьяцца дель Фьоре в Риме Джордано Бруно. Ещё через 33 года, Галилео Галилей, пожилой ученый, не выдержав пыток в "испанском сапоге", отказался от гелиоцентрической системы (хотя, по легенде, все-таки пробормотал: Eppur si muove! (А все-таки она вертится!). Чем пуританская диктатура Кромвеля, возникшая на 60 лет позже, лучше русской опричнины? Даже одежда та же - чёрная, и на голое тело. А всё - борьба за чистоту идеи! Этот список можно продолжать БЕСКОНЕЧНО!
Ещё одно соображение: если между шведом Рюриком и немками Екатеринами и их потомством попадается русский государь, то он - либо кровавый деспот, будь то Иван 4й или Пётр 1й, либо дурак, как Павел (да и тот, правду сказать, немец). Пропадаем мы без немцев, вот что! Не думаю, что Лунгин хотел сказать именно это, но идея фильма получилась именно такой. Она пришлась бы ко двору в 90х, но теперь мы все уже наелись чернухой про родную страну и историю. Время собирать камни, а не бросать их в себя, родимых... А мы и рады, твердим, вытирая сопли и слёзы: "Вона, оказытся, какие мы уроды! Де мы, а де Ивропа?!"
Кстати, а зачем снят фильм? Что режиссер хотел этим сказать?
Нет ответа. Может, лучше было заняться биографией Чикатило и снять со "звероподобным усердием" что-нибудь в роде "Молчания ягнят"?