Большая Тёрка / Мысли / Личная лента piterpan /
фото, Путешествия, Общее, на злобу дня
Здесь в Окленде я уже довольно давно вынашиваю идею написать кратенько о весьма условных «правилах», которыми пользуюсь при фотографировании на iPhone или обычную камеру (простой Canon 550D с китовой линзой, в моём случае). Надеюсь, в празднично-отдыхательный период первомая и во славу обнаруженной в заброшенной кладовке нквдшной шарашки машине времени — пройдусь бегло по фототрюкам собственного изготовления.
Я не верю, что важные элементы кадра должны быть расположены на пересечении линий, разделяющих его на три равные части по горизонтали и вертикали («правило третьих»). Не верю в спирали, они кажутся слишком сложными. Вместо этого придерживаюсь «правила диагоналей», о котором уже неоднократно писал, и даже сделал специальный букмарклет для наглядности.
Достаточно просто заметить, что почти в каждом моём кадре важные детали находятся на лучах, выходящих из углов кадра под углом 45?. Наивно. Супер.
Правило диагоналей было и остаётся основным композиционным инструментом в моих снимках. Попробуйте, вам понравится.
Не люблю полумер. Если горизонт чуть неровный, это выглядит неряшливо. Если заваливать, так по-настоящему, чтобы эффект был очевиден. У зрителя нет времени додумывать, «что хотел сказать автор». Ни доли секунды.
Аналогично рекомендую поступать со смазанными объектами в кадре: либо мазать, либо нет. Не очень получается, когда у персонажа вместо конечностей размытые пятна (если только именно в этом не содержится весь смысл кадра). Так месседж проще, доходчивее.
Кадр в кадре — старинный приём, способный углубить плоскую картинку, добавить новые слои визуального восприятия.
Человеческий мозг — наисложнейший компьютер и, возможно, лучший в мире механизм по выявлению паттернов. Таково расхожее мнение современных нейроучёных. Рассматривая окружающий мир, мы невольно раскладываем его на составляющие и собираем обратно: стараемся найти правила, по которым объекты, звуки, ощущения организованы. Особенно хорошо, буквально всем нутром это чувствуется под действием галлюционогенных штук вроде грибов.
Моё личное мнение, что паттерны, которые мы автоматически вычленяем, сами по себе не так интересны, как их нарушения. Скучно фотографировать ряд уходящих вглубь кадра скамеек. Гораздо интереснее, если на одной из них пара влюблённых. Кроме структуры у кадра появляется изюминка, punctum.
Всем известно, что кадр, поделённый пополам в духе «небо 50%, земля 50%» — скорее всего не самый лучший. Мы, как обезьяны, имеем свойство детерминировать и фокусироваться. Редко когда возникает нужда следить одновременно за тем, что происходит в небе, и на земле. Естественно расставлять приоритеты.
Единственная поправка, мини-правило: больше неба — больше воздуха в кадре, больше ощущение пространства.
Как не люблю неряшливые линии в кадре — неровные вертикали и горизонтали — так не очень поддерживаю нарушение границ картинки. Линия горизонта, сломанная случайным деревом, например, немало бесит.
Это же правило касается человеческих лиц: если вы видите, что за головой персонажа торчит фонарный столб, то, если нет задумки представить его пришельцем со смешными антеннами, лучше сменить точку съёмки, результат будет выглядеть лучше. Не устаю повторять — чем меньше отвлекающего мусора, тем лучше.
Любой пикапер, увлекающийся, как ему кажется, нейролингвистическим программированием, подтвердит, что направление движения играет важную роль в восприятии. Слева-направо — это вперёд. Справа налево — это назад. Если табун лошадей несётся влево — он спасается бегством. Если вправо — табун как бы хочет передать дух свободы.
Хотел было добить количество советов до 10, да совсем уж поздно. Как-нибудь потом продолжу.
Всё вышеописанное — моё личное предпочтение, и ни в коем случае не инструкция. Пользуясь этими и другими, ещё не сформулированными правилами, я с горем пополам нащёлкал больше сотни тысяч фотографий, из которых, хочется надеяться, хоть несколько десятков оказались такими, что не стыдно людям показать.
Originally published at Блог Стаса Кулеша. You can comment here or there.