Далее
ДУМАЙ. ПРОТЕСТУЙ!
Откуда рождается наш лозунг: «Думай. Протестуй!»? В нём заложен наш подход к деятельности. Сначала думать, анализировать, планировать, а лишь потом – действовать. Действовать осмысленно, решительно и только лишь для достижения результата, а не впустую.
Очень важным аспектом нашей деятельности является разумный подход. Для нас важна не просто вера в идею капитализма, коммунизма, либерализма, социализма, нацизма, но чёткое осознание их различий и понимание той экономической и политической системы, которую мы планируем построить.
Сталкиваясь со многими политическими идеологиями, невольно возникает мысль, что их последователей большей частью объединяет не столько осознанное стремление к цели, сколько вера в ту или иную концепцию. Вера, похожая на религию, где роль Бога заменяет тот или иной политический лидер, зачастую уже мёртвый. Нам не нужны мёртвые или живые идолы; также как нам не нужны в рядах движения идолопоклонники. У соцутопистов нет и не должно быть икон, а их основным мотивом должно быть прутковское: «Всё подвергай сомнению», даже собственные убеждения.
Любой политический лидер скажет вам, что для сплочения людей необходимо заставить их фанатично верить в ту или иную идею, например, в то, что во всех несчастьях виноваты эмигранты, или, что свобода слова и собраний решит все проблемы общества. Но для соцутопистов очень важно внимательное изучение всех аспектов вопроса прежде, чем выносить суждение по тому или иному поводу.
Исходя из этого, следует следующий тезис:
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ!
Много времени соцутопист проводит в изучении опыта построения политических и экономических систем, начиная с глубокой древности и заканчивая анализом современной действительности. Для него очень важно понимать, а не верить. В основе соцутопического знания лежат труды таких авторов, как: Платон, Аристотель, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн, Давид Рикардо, Карл Маркс, Пьер Жозеф Прудон, Николай Гаврилович Чернышевский.
Из современных авторов соцутопизма следует отметить Арно Петерса, который впервые предложил термин «эквивалентная экономика», основывающейся на возможности удовлетворения потребностей всех людей. Также, совместно с Конрадом Цузе, Петерс дополнил теорию эквивалентной экономики элементами IT-социализма, указав на большие возможности по построению эффективно управляемой плановой экономики с помощью информационных технологий.
Другим выдающимся соцутопистом современности считается Жак Фреско и его труд: «Проектирование будущего», который сегодня является основой проекта «Венера», подробно описывающего инфраструктуру будущей Утопии.
Но самое важное в научно-познавательной деятельности соцутописта – это не простая отсылка к мёртвым авторам, а формирование собственного динамического мировоззрения, меняющегося под влиянием современных тенденций, чтобы носимое знание всегда можно было применить к настоящей действительности.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Различие политики и общественной работы довольно удачно сформулировал Дом Хелдер Камара: «Пока я кормлю святых – все называют меня святым. Но стоит мне спросить, почему они голодают, как меня называют коммунистом!».
Общественная работа направлена на устранение тех ошибок, которые возникают от неправильного функционирования систем, например нищета и голод. Политика же – это деятельность по изменению самих систем с целью не допустить таковых ошибок.
Но сегодня смысл слова «политика», совершенно иной, нежели тот, о котором было оговорено выше. Это деятельность человека, направленная в большей степени на увеличение собственной власти и богатства.
Именно поэтому, я ненавижу политиков. Потому что это профессионалы своего дела. Политика сегодня – это целая коммерческая отрасль, в которой есть место топ-менеджменту и карьере на пути к нему. Это не идея. Это профессия. Поэтому я ненавижу политиков. Политика, как и вера, без дел мертва.
В современных политиках нет духовности, а значит нет и того главного, что позволяет народу верить в искренность их мотивов. Политика без духовности – мертва и незначима. Главная цель государства – забота о человеке. Как я могу доверить бездуховным людям управление государством, которые смущенно улыбаются при словах: доброта, смелость, идеалы. Мне надоели «профессиональные» политики, делающие бизнес. Это относится ко всем, и к «левым» и к «правым». Современная политическая тусовка – это всего лишь тусовка и не более.
Дайте мне человека, который ищет не собственной выгоды, а пользы для общества, и я пойду за ним на край света. Мне не нужна показная "религиозность" политических лидеров, которые ставят традиционные свечки в православных церквях. Дайте мне Святого, который готов умереть за меня и за всех нас. Дайте мне Ганди! Дайте мне Лютера! Дайте мне Марию Терезу! Я устал от политических игрищ и демагогии!
Соцутописты ставят духовность и высокие моральные качества главным условием для тех людей, которые хотя заниматься политической деятельность.
ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ, КАК ЦЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Когда ты будешь избираться? Какая у тебя выборная программа? Ты делаешь партию? - спрашивают окружающие, и мы твёрдо отвечаем: нет! Нам не нужны места в парламенте, и мы не идём на компромиссы. Нам не нужна партийная структура, чтобы чувствовать единство участников движения.
Работа нынешних парламентариев (депутатов) характеризуется с одной стороны крайней бездеятельностью в отношении интересов народа, а с другой стороны, крайне деятельным подходом в сфере собственных интересов. Вспомните хоть один из законов, которые был принят за последнее время и не вызвал бы волну протестов? Невольно вспоминается фраза из фильма "Убить дракона": "Это не народ? Это хуже народа! Это лучшие его представители!".
Мы не хотим идти в парламент, поскольку эта система дискредитировала себя и не заслуживает доверия. Нашей задачей сегодня является усиление политического влияния внепарламентской оппозиции и продвижение идеи прямой демократии.
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Отвлекитесь и давайте помечтаем: Чем бы вы хотели заниматься: Плавать на яхте по океану? Рисовать? Изучать термоядерный синтез? Рыбачить? Организовать своё производство?
А теперь задайте себе вопрос: что вам мешает? Ответ очевиден: страх остаться без средств к существованию, без еды и жилья. Это то, что заставляет студента сегодня не искать ту работу, которая ему по душе, а хватать то, что предлагают и где платят деньги. Следует признать, что первоначальным условием нашей свободы является экономическая независимость. Именно поэтому человек остаётся до конца жизни рабом, жертвующим своими мечтами и своей жизнью ради куска колбасы и квадратного метра квартиры. Социал-утописты мечтают об обществе, свободном от необходимости бороться за право на существование и это возможно, при условии построения разумной системы экономики.
Говоря об экономике в целом, многие люди часто теряют из виду главную цель. Следует признать, что экономика носит в первую очередь общественный характер, то есть её процессы производства и распределения продуктов должны быть обращены на пользу общества в целом.
Только задумайтесь: с уровнем развития современных технологий мы уже сегодня можем производить достаточное количество пищи, одежды и жилья для каждого. Наше технологическое развитие постоянно растёт, но общество всё ещё держится за концепции и методы прошлых столетий, основанные на дефиците и использовании денег. Несмотря на компьютеры, телевидение, космические корабли, роботов и интернет, мы всё ещё обладаем тем же мышлением, которое у нас было несколько тысяч лет назад. Мы используем новые технологии, но наши ценности безнадёжно устарели и являются тормозом на пути к новому будущему.
Убеждение многих граждан, что «я могу что-то изменить» на самом деле мало соответствует действительности. Небольшое число корпораций захватывают любую стабильно развивающуюся компанию, как только она дорастёт до размера крупного бизнеса. В составе учредителей многих крупных банков и компаний стоят одни и те же люди, которые впоследствии передают их в распоряжение своих родственников, а сами часто уходят на посты в Правительстве, чтобы там лоббировать свои частные интересы. Их доходы и влияние несопоставимы с доходами простых рабочих, благодаря труду которых они достигают этих высот.
По всему миру возникают глобальные угрозы перенаселения, дефицита энергии, экономического кризиса, распространения неизлечимых заболеваний и вытеснения человеческого труда машинами. 852 миллиона людей по всему миру голодают. В России почти треть населения живёт за чертой бедности. Каждый день более 16 000 детей умирают от голода – по одному ребёнку каждые пять секунд.
При этом совершенно мизерный процент людей владеет почти всеми запасами ресурсов, а пропасть между богатством и нищетой постоянно увеличивается. В то время, как 27,8 миллионов российских людей живут в среднем на 2121 рубль в месяц, годовой доход владельца Объединённой промышленной корпорации и Межпромбанка в 2009 году превысил 3 миллиарда рублей.
Спросите себя: справедливо ли это? Если вы считаете, что это не так, то добро пожаловать в ряды соцутопистов.
Откуда берётся право собственности на ресурсы, которыми владеют руководители корпораций? Например, кому по праву принадлежит земля?
Если взглянуть на ретроперспективу развития института права частной собственности, то можно сделать вывод, что всегда это право появлялось в результате присвоения, которое затем отстаивалось силой.
Развитие производительности труда путём внедрения новых технологий: станков, поточных линий, информационных технологий и даже роботов (такова современная действительность) позволяет владельцам корпораций увольнять рабочих, сокращая трудовые затраты, включающиеся в себестоимость продукции, при этом не сокращая, а наоборот – увеличивая объём производства.
В результате этого доход владельца стремительно растёт, в то время, как люди оказываются в положении безработных. Но, если бы капитал оставался в распоряжении своего хозяина, то для него он был бы бесполезным грузом, к тому же это привело бы к застою экономики (ведь, насколько мы помним, на улице множество безработных). Таким образом, возникает необходимость инвестиций.
Путём инвестирования в создание новых предприятий, владелец капитала поднимает экономику и организует новые рабочие места. Так образуется пирамида, где на самом верху владелец капитала, посредине те предприниматели, которые пользуются инвестициями и возвращают их с процентом, а в самом низу рабочие, вынужденные большую часть своего труда отдавать на обеспечение предпринимателей, привлекающих инвестиции и управляющих производством, и хозяевам финансового потока, получающим обратно свои деньги с процентами.
Как соцутописты, мы считаем такое положение вещей несправедливым. Именно поэтому мы хотим, чтобы было установлено общественное право на средства производства.
Что произойдёт в этом случае? При всех процессах автоматизации, сопровождающих рост производительности труда и приводящих к возникновению излишка продуктов, людей никто не лишает их права на этот излишек. Если мы полностью автоматизировали заводы в стране по выпечке хлеба и устранили дефицит, то разумно, что его можно раздавать бесплатно на условиях элементарного распределения, когда человек может зайти в магазин и просто взять его. Это означает, что рабочие, раннее занятые на выпечке хлеба, теперь могут перейти к производству других продуктов и так автоматизация отрасли за отраслью приведёт к тому, что не только необходимые продукты питания, но и предметы роскоши постепенно станут доступны каждому. Это та Утопия, о которой мы мечтаем.
В ответ на упрёки наших идеологических противников, мы можем заявить, что отказ от мечты и наше согласие на условия, предлагаемые современной экономической системой, основанной на праве присвоения общественной собственности и принципах выживания сильнейшего, приведёт лишь к тому, что мы сделаем ту же революцию, но её характер будет носить совершенно иной характер, основанный на переделе собственности. А именно такие революции происходили за последние три столетия во всём мире. И этого мы не хотим.
Другой проблемой современной экономической системы являются деньги, без которых многие ошибочно предполагают невозможность нормального функционирования товарообмена. Давайте рассмотрим роль денег и их пагубное влияние на примере обыкновенного обмена продуктами производства, предположим хлебом, мясом, одеждой, мебелью.
В обществе без единого товарного эквивалента эти продукты могут меняться в зависимости от договорных условий их хозяев, при этом разумнее всего исходить из тех затрат труда, который каждый из них вложил в производство.
Далее в результате разрастания общества, увеличения количества обменных операций, выделяется общий эквивалент товарообмена – золото. И, если раньше обмен представлял собой цепочку: колбаса<=>хлеб<=>одежда<=>дом, то теперь он выглядит следующим образом: колбаса => золото => хлеб => золото => одежда => золото => дом. Упрощая пример, можно сказать, что раннее товар менялся на товар (ТОВАР<=>ТОВАР), а после введения товарного эквивалента формула изменилась (ТОВАР<=>ЗОЛОТО<=>ТОВАР). Золото в этой системе обретает общественную функцию, поскольку без него массовый товарообмен уже не представляется возможным. Но, при этом, золото само не прекращает быть товаром: его кто-то производит и выпускает на рынок.
А теперь давайте рассмотрим один интересный фокус. Предположим, что у нас в целом на рынке есть на продажу 10 хлебов по цене 1 золотой за хлеб и 5 одежд по цене 2 золотых за единицу. Соответственно, чтобы обменять весь объём продуктов, нам понадобится 10 золотых монет. Но представьте себе ситуацию, когда монет на рынке становится не десять, а пять. Это означает, что часть созданных продуктов не сможет быть продана, а это в свою очередь означает проблемы для людей, их производящих.
Теперь рассмотрим иную ситуацию, когда количество золота внезапно увеличивается. Что произойдёт в этом случае? Всем знаком термин «инфляция» - повышение цен вследствие увеличения денежной массы.
Как мы видим, управляя объёмом денег и скоростью их выпуска, можно полностью управлять экономическими процессами: безработицей, ростом или понижением цен, спросом и предложением и т.д.
Эта волшебная особенность финансов управлять экономикой, а значит и гражданами, со времён изобретения товарного эквивалента, никогда не оставлялась без внимания.
«Никто не смеет и не должен сомневаться, что только нам и нашему королевскому величеству принадлежит право чеканки денег, снабжения деньгами и всяких распоряжений относительно монеты, право пускать её в обращение и назначать ей такой курс и такую цену, как это нам угодно и признано нами за благо», - декрет Филиппа Валуа, короля Франции в 1346 г.
«Дайте мне управлять деньгами страны, и мне нет дела, кто будет устанавливать там законы», - высказывание Меира Ротшильда (1744-1812), основателя европейской банковской системы.
Этот же момент подмечает Карл Маркс в «Капитале»: Вот как эксплуатируют такие моменты “amis du commerce” [“друзья торговли”]: “Однажды” (в 1839 г. ) “один старый алчный банкир” (из Сити) “приподнял крышку конторки, перед которой сидел в своем кабинете, и, показав своему другу пачки банкнот, заявил с нескрываемым торжеством, что здесь целых 600 000 ф. ст., которые он удерживал у себя, чтобы обострить нужду в деньгах, но сегодня же после трех часов пустит их в оборот” ([H. Rоy. ] “The Theory of the Exchanges. The Bank Charier Act of 1844”. London, 1864, p. 81). Полуофициальный орган “The Observer” от 24 апреля 1864 г. замечает: “Распространяется ряд очень странных слухов относительно тех мер, к которым прибегли для того, чтобы создать недостаток банкнот... Как бы ни казалось сомнительным предположение, что действительно были предприняты подобные меры, тем не менее, указанные слухи были настолько широко распространены, что действительно заслуживают упоминания”
Так кто на самом деле управляет экономикой? При глубоком анализе финансовой системы выясняются две реальные структуры, которые управляют финансовыми потоками на международном уровне: Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный банк.
Вы никогда не задумывались, почему одинаковый труд в России и в США стоит абсолютно разных денег? Задумайтесь.
Мы считаем, что необходимо покончить с банками – этими пиявками на теле экономики. Поскольку резкого перехода от текущей экономической системы к новой, основанной на автоматизированном производстве и распределении, не получится, то некоторое время деньги будут продолжать играть свою роль в обществе.
Но при этом должна вернуться прозрачность формирования стоимости продуктов, основанная на тех трудозатратах, которые были вложены в их создание, а не на валютных спекуляциях.
Таким образом, мы требуем уничтожения современной финансовой отрасли, которая является паразитом на теле общества. Мы требуем уничтожения мировых финансовых центров, управляющих безработицей, производством и распределением продуктов.
Мы требуем отмены власти корпораций, уничтожения института частной собственности на землю и её ресурсы. Мы требуем, чтобы в качестве основного принципа экономики лежал не рациональный эгоизм, а общественное развитие, направленное на устранение нищеты и голода, изобретение альтернативных источников энергии и экологически чистого производства. Мы планируем направить коллективные усилия жителей страны на повсеместную автоматизацию компаний, чтобы повысить их производительность и достигнуть в кратчайшие сроки новой экономики, основанной на распределении производимых продуктов и достижении отсутствия дефицита.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, КАК УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ
Особую роль в создании Утопии мы придаём развитию и использованию технологий, особенно в областях создания электронного правительства, обеспечивающего управление на принципах прямой демократии, и в области централизованного управления экономикой.
Сегодня крупные транснациональные корпорации, обладающие людскими ресурсами ничуть не меньшими, чем государственный аппарат некоторых стран, успешно используют системы электронного документооборота и планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning) для управления своей деятельностью.
Эти же принципы автоматизации государственного управления будут положены в основу новых систем. При этом важным моментом станет первый этап – предварительный анализ эффективности государственных процессов, проводимый профессиональными аналитиками. Именно так мы сможем выявить все недостатки современной системы, после чего автоматизировать основные функции управления, тем самым сократив время на их реализацию и количество персонала, необходимого для её существования.
Представьте себе новую представительскую систему принятия законов и решений, когда любой гражданин своей страны может зайти удалённо через сеть на веб-сайт, где происходит создание и обсуждение законопроектов и поучаствовать в принятии решений.
Сегодня законопроекты фактически принимаются без нашего ведома, оставляя гражданам только возможность протестовать против них. В системе, где в процессе голосования может участвовать любой заинтересованный гражданин такой законопроект будет остановлен ещё на процессе его рассмотрения.
Представьте себе, что в такой системе рассматривается законопроект о коммерциализации школ и больниц. Вы можете зайти, ознакомиться с мнением всех участвующих и оставить свой комментарий в общем форуме по обсуждению законопроекта. После чего наступает этап голосования и в течение определённого времени любой житель страны может отдать свой голос в поддержку или за отмену законопроекта. Конечно, в этом процессе будут участвовать не все граждане, а только те, кто имеет таковое желание и кого непосредственно касается закон.
Например, решение о правом руле было бы интересно для обсуждения автомобилистам, а регулирование строительного рынка – самим участникам этого рынка. И, что самое важное, на решение о законопроекте невозможно оказать централизованное лоббирование, как это сейчас делается в парламенте. Нескольким сотням людей возможно заплатить конкретную денежную сумму, тем более, что они сосредоточены в одном месте. Но вряд ли удастся такой же процесс с людьми, разбросанными по стране и получающими свой доход не от депутатского статуса. Такие люди будут действовать исходя из важности и эффективности закона для себя лично, а это означает, что система законодательства будет значительно улучшена.
Что же касается управления экономикой, то тут важную роль играет планирование производства и распределения продуктов. При создании единого центра, куда моментально стекается информация о количестве людей и их потребностях в том или ином регионе, а также об объёмах производства в различных областях, можно эффективно управлять логистикой с точностью до дня доставки продуктов на тот или иной склад.
ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ РЕВОЛЮЦИИ
Для нас крайне важно понимание, что мы не хотим кровавого бунта. Соцутописты хотят революции, как резкого скачка развития общества вперёд. В мире уже существуют примеры бескровных революций (например, революция в Мексике под предводительством субкоманданте Маркоса). Но многие задают вопросы – зачем вообще нужна революция? Мы так отвечаем на этот вопрос: вспомните ещё раз те аспекты современной экономики и то, кому принадлежит право на ресурсы? Сегодня государство исполняет в значительной степени функцию охраны частнособственнических прав тех немногих, кому принадлежит большая часть земных богатств.
Давайте приведём очень простой и конкретный пример: я отниму ваш мобильный телефон и объявлю его своей собственностью (своего рода издание закона), после чего мои два довольно крупных друга встанут рядом и будут охранять это право, выступая в роли исполнительной власти. На каких условиях вы сможете забрать свой телефон обратно? Вы думаете, что убедите словами отдать вам обратно то, на что я наложил свою лапу? Нет. Но вы можете собрать тех людей, которые окажут вам поддержку и говорить на равных с тем, кто нарушает ваши права. А дальше всё зависит от твердолобости того, кто забрал ваше имущество. И мы не исключаем, что стычка действительно возможна. Поэтому и требуется подготовка людей, готовых отстоять своё право и право других путём силы, в ответ на насилие государства и его господ.
ДУМАТЬ ГЛОБАЛЬНО, ДЕЙСТВОВАТЬ ЛОКАЛЬНО
Достигая своей мечты, стремясь к революционным преобразованиям жизни, мы не должны оставлять без внимания текущие проблемы общества. Помните, мы говорили о духовности и высокой морали? Я никогда не поверю человеку, который в своей жизни ни разу не помог голодающему; который ни разу не сдал кровь, чтобы спасти чью-то жизнь (если есть таковая возможность) и чья святость ограничена исключительно количеством свечей, которые он ставит в церкви. Соцутопист – это человек с нетерпением потревоженной совести. Он обращает внимание на сегодняшние беды и несчастья людей и стремится всеми силами помочь обществу уже сегодня, не забывая о своей большой цели.
МЕЧТА ОБ УТОПИИ
Нас называют мечтателями о несбыточном и призывают спуститься на землю. Но, тогда мы вправе задать вопрос лидерам других политических движений: а о чём мечтаете вы? Если у вас нет мечты об идеальном мире, то куда же вы ведёте своих последователей?
Мы предлагаем альтернативу достижения нового лучшего мира. При этом, в основу нашей мечты мы закладываем решения, основанные на научном подходе. Наши идеи кажутся многим слишком необыкновенными, чтобы в них поверить и оценить по достоинству. Но вспомните, что почти все новые идеи поднимались на смех или отвергались обществом, особенно те самые, которые впоследствии признавались гениальными.
Вспомните о реакции общества на заявления первых учёных, которые говорили, что Земля круглая и, что она вращается вокруг Солнца. Ваш прадедушка посмеялся бы над затеей полёта на Луну и попросил оставить эту фантастическую затею. Многие великие люди были посажены под замок, а некоторые и казнены за передовые идеи, слишком вызывающие, чтобы быть принятыми современниками.
В большей же степени переносили тяготы те, кто боролся за социальную несправедливость и перемены. Приверженцев перемен избивали, оскорбляли, сажали в тюрьмы и жестоко убивали. Целую книгу можно было бы написать о трудностях, перенесённых теми, кто хотел перемен, угрожающих статус-кво власть имущих.
Именно поэтому мы должны быть стойкими, терпеливыми и готовыми к борьбе за свои убеждения. Каждый день люди в мире отдают свою жизнь за кусок колбасы, лишний квадратный метр квартиры или машину. Прожить свою жизнь ради того, что построить Утопию – это не самый худший способ провести отпущенное нам время.