Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Babylon /
"Нет никакой фантастики, а есть только жизнь"
Владислав Крапивин.
Запрещенный прием интересен прежде всего тем, что это первый большой фильм Зака Снайдера не по чужому комиксу, книге или сценарию, а собственноручно написанная вещь. Его визуальный гений конечно всё равно разворачивался в «300», «Хранителях», «Ночных стражах», но там он все-таки был ограничен рамками чужой задумки, а здесь мы наконец по сути видим, что происходит у Снайдера в голове, и я могу сказать что этот человек – безумец в хорошем смысле этого слова. ;)
Я дважды ошибся в ожиданиях от этого фильма. Во-первых, мне казалось что кроме потрясающей визуальной составляющей там ничего особо больше и не будет, так что и отзыв расписывать будет по большому счету не о чем. Но оказалось что фильм мне понравился не только боевыми сценами, но и, как ни странно, сюжетом и вообще идеей. Во-вторых, я думал что обретение свободы через путешествие сквозь миры своих фантазий и поиск неких предметов будет носить все-таки некий метафорический характер (ну как таким образом можно сбежать из психушки?). Однако у фильма оказалась совершенно реальная основа о том, как группа пациенток психбольницы устраивают в заведении пожар и, прирезав санитара, совершают побег. Но это только основа, только один слой реальности, потому что всё это сопровождается феерической мешаниной из гигантских самураев с пулеметами, железнодорожных составов на орбите Сатурна, фашистских зомби, орков, драконов и боевых роботов. ;)
Боевые вставки – это просто чистое, незамутненное веселье и драйв. Снайдер без тени смущения берет самые дикие фантазии и как ребенок с ними играет. Хотите увидеть бой бомбардировщика с драконом? Хотите увидеть расстрел орков из автоматов? Паровых немцев-зомби в окопах первой мировой? Или как мечом рубят в капусту полчища роботов? И всё это разумеется в исполнении милых девушек в соблазнительных нарядах? Всё это здесь, поразительным образом уживающееся в одном фильме, сплетенное в один безумный взрыв сознания и настолько потрясающе смотрящееся на экране IMAX, что остается только сидеть с открытым ртом. Уже только ради этого фильм стоит смотреть.
Но это не всё, что в нём есть.
Действие происходит одновременно на трех уровнях реальности (привет нолановскому «Началу») – психбольница, кабаре и наконец фантастические миры. У каждого из трех слоев свой стиль, свои цветовые оттенки, своя подача. И все эти три слоя тесно взаимосвязаны – на каждом слое происходит одно и то же, только выглядит по-разному. Куколка уходит на более глубокие уровни своего сознания, и там по сути и происходит ее побег, там она черпает силы для осуществления задуманного на «первом» уровне реальности.
Для меня этот фильм – гимн эскапизму. И без обычных глупых развенчиваний, осуждения и моралей о людях, живущих в мире собственных фантазий, а не в «реальном» мире. Нет! Снайдер нисколько не стесняясь говорит: всё, что мы представляем и что можем представить – реально. Это фильм о том, как наши жизни в мирах нашего воображения и в неком «реальном» мире переплетаются, меняют друг друга, помогают друг другу. О том, что эти миры ничуть не менее реальны, не менее осязаемы и не менее важны, чем тот слой реальности, который многие почему-то считают единственно существующим и «правильным». О том, что границы между «реальным» и «нереальным» придумываем только мы сами. О том, что главное это внутренний стержень и внутренняя свобода.
Это фильм для тех, кто чувствовал капли дождя на лице, играя в Обливион, и вдыхал сырой запах джунглей на просмотре Аватара. Кто при этом не сидел за экраном монитора и в кинозале, а был там. Кто ощущал, каково это – сидя полукругом перед гейм-мастером в настольной D&D, погружаться в глубины коллективного воображения, не имея ничего кроме листка бумаги с характеристиками твоего персонажа. Кто знает, что созданные творчеством, воображением и снами миры на самом деле существуют – где-то за тонкими гранями нашего мира (вспомните – Толкин, по его собственным словам, не придумывал Средиземье, а «выяснял» его).
Для других «Запрещенный прием» может оказаться всего лишь бредовым боевичком с тупым и бессмысленным «мочиловом». Возможно этим отчасти объясняется общая оценка 6.7 на imdb. Лично я поставил ему 9 из 10. Отличная операторская работа, потрясающие эпические битвы, красивые и прекрасно вписывающиеся в антураж песни. Я хотел бы только, чтобы фильм был длиннее и чтобы был в 3D. ;)
P.S. И это на моей памяти второй фильм, поставленный в стилистике компьютерной игры с уровнями и боссами, после «Скотта Пилигрима». Но тот был уж совсем откровенной комедией, с вываливающимися из «боссов» монетками и появляющимися на экране полосками здоровья, а здесь всё серьезно.