Большая Тёрка / Мысли /
Герменевтику, равно как и фрейдизм, каждый просвещенный гуманитарий должен чтить аки отца своего. Овладев тонкостями этой бесовщины, можно находить в самых простых литературоведческих произведениях самые неожиданные подтексты. В свое время мы произвели весьма любопытные изыскания в текстах «Карлсона, который живет на крыше». А недавно мне пришла в голова пара мысле относительно песни Элтона Джона советской эстрады Владимира Шаинского «В траве сидел кузнечик».
Я как‑то вскользь упоминал, что эта песня является русским вариантом Imagine Джона Леннона. Представьте себе, представьте себе, ну. А при внимательном рассмотрении текста и сопоставлении его с культурным контекстом мы в простом детском распевчике увидим мощный социальный подтекст, практически социалистический ответ Леннону и хипповской культуре. Итак, «в траве сидел кузнечик». Ну тут метафора проста — жил‑был хиппи, который носил зеленую одежду с пацификами, и действительно был как огуречик после того, как удалбывался кислотой. «Он ел одну лишь травку, не трогал и козявку и с мухами дружил». Тут тоже все понятно. Хиппи постоянно долбили траву, пропагандировали мир во всем мире и дружили с буржуазным американским мыдлом. А что же лягушка, которая съела кузнеца? Это намек на расстрел демонстрации хиппи в Огайо в 1970-ом году, когда одетые в зеленую униформу толстые очкастые солдаты Национальной Гвардии решили, что убивать студентов куда веселее, чем вьетконговцев.
Николай Носов — гениальный автор, его «Незнайка на Луне» до сих пор входит в программу РЭШ для обязательного чтения. Поэтому он выдал мораль в своейственной себе безыскусной и простой манере, в которой бездонная глубина: «Не думал, не гадал он, никак не ожидал он такого вот конца». Автор подчеркнул безосновательность идей хиппи и невозможность такого способа урегулирования социальных конфликтов. Шаинскому осталось только выдать несколько популярных аккордов, и получился советский ответ Imagine, скрытый за простенькой детской песенкой. Которая, тем не менее, въедается в мозг не хуже кислоты, и если уж один раз услышал ее, то хрен забудешь. Так и работала она, советская машина пропаганды.
У нашего гаранта Путина ВВ материалов уже достаточно, чтобы пройти творческий конкурс на ФЖ НГУ. Вот и очередной вышедший из‑под его (и его райтеров) борзого пера материал «о народосбережении» навел меня на ряд мыслей.
Путин кончательно обозначил курс своей политики как социалистический. В принципе, Россия к нему и тяготела, ибо соблазн самостоятельности, свободы и суверенитета уже давно не соблазн. Всем хочется гарантий. Их он и предлагает в «Комсомолке». Долговременные капиталовложения в социальную сферу, культуру и образование, реанимация «белых воротничков» от рабочих специальностей — это одно из важнейших практических выводов марксистской политэкономии, ибо позволяют создавать прибавочный продукт и прибавочную стоимость (помню, как долго и пространно нам об этом рассказывал Константин Куртович Вальтух на лекциях по проблемам российской экономики).
Вообще, конечно, России нужна сильная социалистическая партия, наподобие СДПГ — это мое глубокое убеждение. Так что путинская повестка актуальна, на нее есть запрос в обществе. Все хотят продолжения банкета. Вот вам и меню.
Кемеровчане могут убедиться в существовании инопланетян
Поиск новостей Сегодня в музее одного из кемеровских вузов открывается выставка с «Параллельные миры». Сотрудники музея решили показать одну из гипотез существования потусторонних сил. Автор экспозиции — Юрий Баринов, который утверждает, что на территории Кемеровской области находится особый артефакт «Внеземной транслятор», обнаруженный им 20 лет назад на берегу Томи.
Интернет дает очень обманчивую иллюзию, что он резиновый. Что можно туда запихать все, что вздумается, а он стерпит. Да вот ничего подобного. Резиновые — головы у людей. А интернет вполне себе конечен, в отличие от. Рукописи не горели, и интернетные буквы не удаляются. Удаляется страница, а буквы уходят к Б‑гу, простите, в кэш Яндекса. И вся та немыслимая хуйня, которую вы, лично вы написали в интернетах, выплеснется, в конце концов, в реальную жизнь в том или ином виде. И тогда вы проклянете всех, кто имеет к этому отношение, начиная от Кирилла и Мефодия, да поздно будет.
*****
В сущности, на земле ведь вообще ничего нового нет. Поэтому, когда я гляжу, как политизированные интернет‑хомячки с обеих сторон выполняют задания тех или иных своих конспирологических Властелинов, я лишь грустно усмехаюсь. Впрочем, есть ведь и те, кто делают это бесплатно. Это‑то вообще.
«Три четверти моих прихожан, — пробормотал плебан Гранчишек, — люди не очень смышленые, я бы сказал, pro maiore parte illiterati et idiote. Но остается еще одна четверть. Те, которым я никак не могу вещать то, что требует курия. Конечно, я говорю, что гуситы — еретики, убийцы и вырожденцы, а Жижка и Коранда — воплощения дьявола, преступники, вероотступники и развратники, что ждет их вечное проклятие и адские муки. Но я не могу говорить, что они поедают младенцев. И что жены у них общие…
– Ты не понял? — резко прервал его каноник. — Ты не понял моих слов, плебан? Roma locuta! А для тебя Рим — это Вроцлав. Ты должен говорить то, что тебе велено, проповедник. Говорить об общих женах, о поедаемых новорожденных, о живьем сваренных монахинях, о содомии, о том, что у католических священников вырывают языки. Если тебе прикажут, ты будешь говорить пастве, что от комунии из гуситской чаши у причащаемых растут волосы во рту и собачьи хвосты из задниц. Я вовсе не шучу, ибо я видел соответствующие письма в епископской канцелярии. Впрочем, — добавил он, с легким сожалением глядя на съежившегося Гранчишека, — откуда тебе знать, что хвосты у них не растут? Ты что, бывал в Праге? В Таборе? В Карловом Градце? Принимал комунию sub utraque specie?»
Слушать доклады и читать материалы всяких разных конференций по социальным и мультимедиа-СМИ уже невозможно. Потому что никакой динамики развития вопроса, никаких свежих мыслей давно нет. Появился ЖЖ, появился Фэйсбук, и все ковыряются в одном и том же, как прутиком в дерьме. Я еще в посте про Новоблогику писал, что ограниченность этой мультимедиа-сошиалмедиа тусовки просто чудовищна, понятийный аппарат не растет, а эмпирическому опыту взяться неоткуда. Но это еще полбеды.
Дело в том, что все сейчас меняется настолько быстро, что обсуждение каких-либо технологий и их внедрение - это попытка прививаться от вируса гриппа раз в год, когда сам вирус мутирует раз в полгода. Вот возьмем, скажем, мультимедийность и конвергентность. Ок, я сам года три назад за них ратовал. Но теперь-то уже поздно. Все издания, для которых мультимедийность что-то роляет - в том или ином виде это внедрили. А большинству это уже не поможет. Особенно региональным портальчикам. И потому я где-то понимаю Сидоркина с Беленьким, которые не спешат внедрять видеоконтент на НГС. Они, как бизнесмены, пляшут соотношения затрат на привлеченного пользователя, то, что у операторов связи называется SAC. Пользователь НГСа не хочет видео. От него нет резкого скачка посещаемости, а от удачного заголовка - есть. При этом затраты на видеоконтент большие, а на удачный заголовок - нет. Так что то, что хорошо для РИА Новости, не прокатит для региональной ленты новостей.
А их, кстати, на конференциях равняют. Вот свежайший пример - смотрел фото с конференции Тайги.Инфо. И когда увидел редактора проекта Сибурбия Лену Макеенко в президиуме вместе с Сашей Куприяновым из РИА Новости, начал ржать в голос. Ну привет, ребята. Я ничего не имею против этого ресурса: надо же что-то делать людям из "Студенческого города" и всем, кто считает себя колумнистами. Но что может рассказать редактор Сибурбии редактору РИА Новостей? Что наступила на те грабли, которые на федеральном уровне уже истлели? Что общего у РИА Новости и Сибурбии? Натурально, только то, что оба проекта финансируются из бюджета. Но разрыв между этими сгустками контента настолько велик, что то, что уже неактуально для РИА Новости, в принципе никогда не поможет Сибурбии. Время внедрения этих технологий прошло. Читатель уже никогда не расчухает этой прелести, он на другой волне. Региональный контент с региональными возможностями и региональной аудиторией - какая там мультимедийность и интерактивность, прости господи?
Собственно, в этой вебдванольвозне базовые вещи - они были очевидны и до эпохи интернета. Если у тебя интересный контент, у тебя будет читатель. Если у тебя нормально выстроенный кастомер саппорт - очевидно, у тебя не будет проблем с лояльностью клиентов. Если твои информационные сообщения не содержат хуйни - то ты можешь их высечь хоть на стене Альтамирской пещеры, они не пошатнут репутации твоей компании. Поэтому обсуждать это в тысячный раз - ну ребята, сколько уже можно-то.
Любопытно встречать макоебство как явление в других эпохах. Например, у Довлатова есть чудный момент:
Вдруг стало шумно. Все заговорили о пишущих машинках.
– Рекомендую довоенные американские модели. Это сказал незнакомый толстяк, вылавливая из банки ускользающий маринованный помидор. Консервы он, вероятно, привез из города.
Что меня несколько удивило. Вмешался Женя Рябов:
– Мой идеал — «Олимпия» сороковых годов. Сплошное железо. Никакой синтетики.
– Синтетика давно уже не в моде, — рассеянно подтвердила Тася.
– Что тебя не устраивает в «Оптиме»? — повернулся к Рябову Гага Смирнов.
– Цена! — ответили ему все чуть ли не хором.
– За такую вещь и двести пятьдесят рублей отдать не жалко.
– Отдать‑то можно, — согласился Рябов, — проблема, где их взять
.– Предпочитаю «Оливетти», — высказался Клейн.– У «Оливетти» горизонтальная тяга.
– Это еще что такое?
– А то, что ее в починку не берут.
Наверняка древние шумеры тоже спорили о сортах глины на свои таблички. Глина из устья Тигра приятного лампового цвета, зато из долин Евфрата глина более послушна и приятна для рук.