
В 1948 г. был заказан проект, два года спустя были закончены работы по составлению технического проекта моста и составлению сметы на его строительство.

Расположился мост в створе улицы Сузунской (Восход), которая расширялась в три раза и благоустраивалась для движения городского автотранспорта.

В канун нового 1952 г. начались подготовительные работы к строительству, которое было рассчитано на три года.


В Новосибирск прибыл отряд строителей-мостовиков, которому предстояло заняться сооружением коммунального моста, по тому времени уникального для Сибири.

Строительство насыпи-дамбы на левом берегу.


В дамбу земснарядом намыли около 1 млн. м3 грунта.

К 1954 г. возвели 6-, 7-, 9-, 10-, 11- и 12-ю опоры, на середине реки — 5-ю.

Закладывались они с помощью кессонов.

Для этого на месте опор намывали островки из земли, взятой из реки, лишь 5-я опора заложена с помощью наплавного кессона.
Затем их опускали в плотный гранит и породу взрывали.


Пролётное строение опиралось на железобетонные опоры ("быки") и возвышалось над уровнем воды на 30 метров.



В начале сентября началось бетонирование 8-й опоры — самой большой и последней. Береговые опоры облицовывались гранитом.

Панорама кликабельна - 2500px


К концу 1954 года было смонтировано 320 метров пролётного строения, велась подготовка к бетонированию плит, устраивались въезды на мост по Большевистской и Сузунской (Восход) улицам.

Панорама кликабельна - 2500px
Одновременно были закончены и первые четыре пролета эстакадной части моста над Большевистской улицей и берегом реки.

В 1954 г. планировалось смонтировать свыше 8 тыс. тонн металлических конструкций пролётных строений, поставить почти 400 тыс. заклёпок.

Но монтаж пролётного строения закончился только в мае следующего года.


Панорама кликабельна - 2500px

Панорама кликабельна - 2500px
Мост состоял из двух частей: эстакады правого берега из четырёх пролетов, два из которых перекрывали улицу Большевистскую, и речной части моста из семи пролетов длиной по 120 метров каждый.

Металлическое пролётное строение в надводной части длиной 800 метров (с надземной частью 1100 метров) состояло из жёстких балок двутаврового сечения (по ширине моста — восемь балок), опиравшихся на гибкие подпружные клёпаные арки.

Мост ограждали чугунные литые перила, береговые устои были облицованы серым сибирским гранитом из Гусинобродского карьера.




Панорама кликабельна - 2500px


Испытания моста.

Коммунальный (Октябрьский) мост, строительство которого оценивалось в 128 млн. руб., был открыт в ноябре 1955 г.
Таким образом, построен он был не за три, а за четыре года.

Мост имеет два трамвайных пути, две двухпутных полосы для движения автотранспорта и два пешеходных тротуара.
Общая ширина — 24 метра.

Подъем на мост с улицы Большевистской со стороны центра.

3 июня 1965 года военный летчик-ас Валентин Привалов, проходивший военную службу в канском гарнизоне, совершил полет под мостом в метре от воды. Летное происшествие имело широкий резонанс не только в СССР, но и за рубежом. После этого полета летчика арестовали, хотели отдать под суд за воздушное хулиганство, но министр обороны СССР Р.Я. Малиновский, приказал вновь допустить В.Привалова к полетам. В дальнейшем Валентин Привалов продолжил службу в легендарной эскадрилье асов на подмосковной Кубинке.
Другие мосты Новосибирска:
1.
Новосибирский метромост2.
Новосибирский метромост (История строительства)3.
Железнодорожный мост через Обь4.
Строительство Оловозаводского моста (10.10)5.
Северный объездной мост
Карта съемок
Поиск по сайту